КАФЕДРА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

DEPARTMENT OF ECONOMIC THEORY, 
REGIONAL ECONOMICS, STATE AND MUNICIPAL GOVERNMENT

Высшая школа экономики и управления (ВШЭУ)
Hight School of Economics and management

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ (НИУ)
SOUTH URAL STATE
UNIVERSITY

Болонский процесс

«Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого Европейского пространства высшего образования (ЕПВО), основные цели которого должны быть достигнуты к 2010 г.

Его начало было положено подписанием в 1999г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы.

Основные идеи Болонской декларации исходят из Великой хартии университетов – Magna Charta Universitatum (Болонья, 1988 г.) и Сорбоннской декларации (Париж, 1998г.).

В настоящее время Болонский процесс объединяет 45 стран. Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в 2003г. на Берлинской Конференции министров образования стран Европы.

В Болонской декларации указаны 6 основных задач, решение которых, как предполагается, будет способствовать ЕПВО:

1) введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования;

2) переход на двухступенчатую систему высшего образования (циклы обучения),

3)введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц/кредитов (система зачетных единиц/система кредитов);

4) отражение учебной программы в Приложении к диплому, образец которого разработан Европейской Комиссией, Советом Европы и ЮНЕСКО-СЕПЕС.

5) повышение мобильности студентов, преподавателей, научных работников и административно-управленческого персонала;

6)обеспечение необходимого качества высшего образования, взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования.

К настоящему времени принято говорить о 10-ти позициях болонского процесса. К ранее сформулированным добавляются:

7) введение аспирантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня);

8) придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности) и повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования;

9) реализация социальной роли высшего образования, его доступность:

10) развитие системы дополнительного образования (так называемое «обучение в течение жизни»).

В рамках Болонского Процесса в настоящее время различают три цикла или ступени/уровня обучения в системе высшего образования. Наряду с первоначально обозначенными циклами обучения по программам «бакалавр» и «магистр» на конференции в Берлине (2003г.) министры образования стран Европы включили также докторский уровень (Doctoral studies, аспирантура) как третью ступень Болонского Процесса в дополнение к двум основным ступеням высшего образования.

Ключевым компонентом третьего цикла является продвижение знаний через самостоятельную научно-исследовательскую работу. Подчеркивается важность исследовательской деятельности в процессе обучения и значение мобильности на докторском и постдокторском уровне. Каждый из трех циклов ЕПВО призван подготовить студента/аспиранта к рынку труда, дальнейшему развитию профессиональной компетенции и активной гражданской позиции.

В РФ происходит частичный переход вузов на систему подготовки студентов по программам «бакалавр» и «магистр» с сохранением и традиционной модели «специалист». Третьему уровню высшего образования в РФ соответствует подготовка соискателей ученой степени в аспирантуре.

С вопросами приоритетного развития Европейского пространства высшего образования (European Higher Education Area, EHEA) можно познакомиться на сайте http://www.ehea.info.